143 просмотров
Туризм после пандемии

Туризм после пандемии

Закрытые границы, карантин, самоизоляция и экономический кризис, – кажется, что о путешествиях можно забыть надолго. Однако несмотря на крайне серьёзные вызовы, с которыми столкнулась туристическая отрасль, сейчас нужно концентрироваться не на проблемах, а использовать время локдауна для подготовки к новым условиям работы в посткризисный период. Комитет гражданских инициатив публикует интервью с экспертом в области туризма, доцентом НИУ ВШЭ, маркетологом и партнером Центра стратегического консалтинга Наталией Беляковой.

Одним из ключевых факторов, на основании которых теперь люди будут принимать решения о путешествии станет личная физическая безопасность. В условиях повышенной международной конкуренции в сфере туризма, будут выигрывать страны, которые уже сейчас начали реагировать на рост потребительской тревожности. Важным инструментом здесь может стать дополнительная сертификация. Так, Турция уже сейчас вводит такого рода меры для своих отелей, которые среди прочего должны гарантировать соблюдения социальной дистанции между гостями, дополнительную дезинфекцию и другие меры противовирусной безопасности.

Хорошим примером снятия потребительской тревожности является решение компании Amazon, занимающейся доставкой. В Amazon ввели дополнительную меру – стали прикреплять к посылке ярлык с указанием температуры курьера. Это небольшое, на первый взгляд, отличие от стандартных мер безопасности дало компании преимущество перед конкурентами. С точки зрения Наталии Беляковой, на территориях, стремящихся привлечь туристов, также должны быть обозначены индикаторы безопасности. Это позволит существенно увеличить ее привлекательность для туристов в новых условиях.

После кризиса может возрасти спрос на менее традиционные туристические направления, включая Россию, считает эксперт. Этот интерес должен быть подкреплен упрощением доступа в страну, в том числе процедуры получения визы. Еще до пандемии началась постепенная интеграция российских туристических продуктов в международные платформы. По мнению эксперта, кризис усилит этот процесс и в том числе увеличит возможности для притока иностранных туристов в Россию.

Текущая ситуация может способствовать более интенсивному развитию внутреннего туризма. Снижение доходов граждан, а также в целом более осторожное потребительское поведение дает основание ожидать, что как минимум до конца года основной акцент в России будет смещен в сторону путешествий в пределах страны. При этом эксперт полагает, что спрос будет точечным – преимущественно отдых на море на российском юге. Важно, чтобы представители туристического бизнеса не повторили ошибку, которая была допущена в период, когда Турция была закрыта для Россиян. Завышенные цены привели к потере лояльности туристов, которые снова вернулись к зарубежной альтернативе, как только это стало возможно.

Несмотря на то, что такие туристические доноры как Россия и Китай будут сейчас бороться за то, чтобы деньги граждан остались внутри страны и развивать внутренний туризм, нужно учитывать, что покупательская способность в результате карантина резко уменьшится. Многие малые и средние предприниматели будут заняты восстановлением своего бизнеса и не смогут путешествовать даже по России.

Китай представляет собой интересный пример государственной поддержки в сфере туризма. Важным ее элементом является вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность. Поэтому средства в первую очередь выделяются тем игрокам, которые недавно начали вести бизнес. Также государство стимулирует внутренний спрос, покупая по специальной цене социальные путевки и увеличивая таким образом покупательную способность граждан. Наталия Белякова позитивно оценила китайскую политику в отношении налоговых каникул. Часть налогов вернули предпринимателям, позиционируя это как возврат части своих собственных, ранее уплаченных средств.

При этом нужно отметить, что ГЧП, созданные сейчас в Китае для поддержки туристического бизнеса, включают в себя не только обязательные меры и прямые государственные инвестиции, но и поощряют операторов туристского рынка взаимодействовать между собой. Их мотивируют делать скидки и существенно снижать цены для того, чтобы люди как можно больше путешествовали.

Для того чтобы повысить спрос на внутренний туризм в России, важно диверсифицировать предложение регионов. Кризис может способствовать тому, что люди лучше узнают свою страну во всем ее разнообразии и масштабе. После длительной самоизоляции люди могут захотеть сменить обстановку и отправится в путешествие внутри страны.

По мнению эксперта, важно уже сейчас готовиться к выходу из кризиса и постепенному возобновлению путешествий. Осенью потребитель может столкнуться с очень большим количеством мероприятий и предложений внутри страны. Туроператоры уже планируют на июль рейсы в рамках российских южных направлений. Поэтому представителям туристического бизнеса нужно начинать работать с отложенным спросом заранее. Это включает в себя, например, гибкую возможность отмены бронирования, потому что люди могут опасаться невозвратных тарифов и не рисковать бронировать в сложившейся ситуации высокой неопределенности.

В этом отношении Китай снова служит интересным примером того, как туристические фирмы работают с изменившимся потребительским поведением. Китайские туристы до кризиса преимущественно принимали решение о поездке и покупали туры в самый последний момент, непосредственно перед путешествием. Сейчас окно планирования радикально расширяется и люди склонны бронировать путешествия намного раньше. Для этого бизнес, в свою очередь, предоставляет им эту возможность, чтобы уже сейчас привлечь туристов. Эта стратегия особенно важна в период, когда ожидается снижение доходов у значительной части населения и люди будут более осторожно относиться к планированию путешествий.

Несмотря на то, что туристическая сфера является одной из наиболее пострадавших в результате нынешнего кризиса, нельзя исключать положительных сценариев выхода из него. Наталия Белякова отметила, что инвесторы рассматривают для себя возможность возобновления финансирования туристических стартапов, взлет которых наблюдался еще накануне пандемии. Пользовательский путь принятия решения о поездке преимущественно начинался с поиска онлайн. Многие стартапы представляли собой цифровые решения, которые упрощали доступ к туристическим продуктам. И хотя сейчас эти проекты заморожены, венчурные капиталисты, по словам эксперта, не собираются прекращать вкладываться в такого рода проекты, и это внушает оптимизм.

Наталия Белякова – маркетолог, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра стратегического консалтинга

Оригинал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *