Гербы городов России. Бор. Выпуск № 45. 23января

Основание города датируется 1365 г., если говорить о преемственном поселении. Здесь, на левом берегу Волги, на краю песчаной подлуговой террасы, отступающей на 3 — 4 км от берега в северной части и вплотную приближающийся к нему в южной, славяне поселились в XI — XIV вв. Об этом свидетельствуют находящиеся на территории города погребения и остатки оборонительных сооружений. Сохранился и вал древнерусской крепости XIII — XIV вв., расположенный на высоком мысе, образованном р.Ватома и Мосоловом ручьем.

Периметр вала — около 350 м, высота — от двух до трех метров. Крепостная стена состояла из двух параллельных бревенчатых стен, промежуток между которыми был засыпан землей. Предание связывает крепость с жестокими боями и большим числом павших под крепостными стенами людей. Их кости («мослы») часто находили во время земляных работ, а потому и назвали ручей Мосоловом. Место поселения оказалось на большом пути. Не раз возникали и гибли здесь деревеньки и слободы. И марийцы, и татары приходили сюда за добычей. В Заволжье многие населенные пункты оказывались и на пути вешних вод. Случались и пожары. Шли годы, приходили беды, но люди выстояли. Небольшие слободы Везломская, Копытовская и Никольская, находившиеся по соседству, пополнялись новыми и новыми поселенцами, крепли, улицы их разрастались, соединялись. Из слобод сформировался довольно крупный населенный пункт, окруженный дремучим лесом — Бор. Его остаток находится в южной части города, где терраса сменяется песчаными холмами, поросшими сосной. Называют его — Моховые горы. В 1867 г. в селении Бор числилось рке 290 дворов и почти 1500 жителей. Селение богатое. В нем были школа, больница, постоялый двор, 10 торговых лавок, мельница и железоделательный завод. УЛИЦЫ застраивались небольшими домами с огородами, хозяйственными постройками, колодцем, огороженными плетнем. От села через лес шли два тракта — в уездный город Семенов и торговый город Макарьев. Дважды в год, в мае и сентябре, проводились ярмарки, Никольская и Никитская, но оборот их значительным назвать нельзя,— около 60 тыс. рублей. В начале XX в. Бор становится излюбленным дачным районом. Но многие жители Бора по существу оставались земледельцами-огородниками, кто-то занимался извозом, работали на погрузке и разгрузке огромного склада — на Мочальском острове. На рубеже веков создаются здесь и крупные предприятия — Муромский затон и завод «Теплоход». Вместе с ними формируется новый социальный слой, отличающийся большой политической активностью — рабочий класс. Он сыграл решающую роль в становлении советской власти, стал основой Волжской военной флотилии в годы гражданской войны. В трудный для страны 1942 г. поселок был преобразован в город, и название его несла на броне танковая колонна «Борский комсомолец», построенная на средства жителей города и района. Современный Бор насчитывает более 60 тыс. жителей. Это важный железнодорожный узел (Моховые горы), через который проходит линия Нижний Новгород — Киров. Из Бора начинается автотрасса, ведущая в Шахунью и прорезающая все Заволжье. Завод «Теплоход» производит краны, земснаряды, судовое и портовое оборудование. Здесь изготавливают оконное стекло, стеклопрофилит для стеклянных панелей, и конечно же Бор — главный поставщик автомобильного стекла для Нижегородского автозавода. Среди предприятий города выделяются: силикатный, металлопрокатный, ремонтно-механический, авторемонтный, торгового оборудования и торгового машиностроения заводы, мебельное, войлочное, сапоговаляльное, первичной обработки шерсти. Значительная часть их связана с нижегородскими, что делает Бор своеобразным заволжским районом областного центра. Есть в городе индустриальный техникум, культпросвет-училище, дом отдыха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *